Monday, May 05, 2008

День Десятый и Одиннадцатый (ПОСЛЕДНИЙ!): Англия (Lake District - Liverpool - Manchester)

Четверг, 26 июля 2007 года
Итак, вчера я вас оставил на сегодняшнем утре в Ashleigh House в центре Карлайла.
Давайте здесь я немного расскажу про то, что представляет собой типичный завтрак в подобном заведении. Завтрак гордо именуется Full English Breakfast. Хотя, в зависимости от того, где вам его подают, он же называется
Full Scottish Breakfast, Full Welsh Breakfast, обобщенно The Great British Breakfast, и даже Full American Breakfast, а также Full, или bacon & eggs, fry up или, наконец, просто fry…
Это не тот случай, когда «как яхту назовешь, так она и поплывет». В вашем утреннем перекусе, независимо от его названия, вы найдете, как минимум, следующие компоненты:
- Несколько тостов.
- Две-три жареные свиные сосиски среднего размера.
- Несколько кусков жареного бекона.
- Перемешанный омлет (степень прожарки по желанию), много.
- Поджаренные карамелизованные помидорные половинки.
- Вареные бобы с соусом.
- Жареные грибы.
- Отрезок черной кровяной свиной колбасы (black pudding).
- Тоже что-то типа свиной колбасы, с овсяной мукой (white pudding).
Если вы еще не наелись, попросите порридж – он хоть в стандартный завтрак не входит, но вам его с удовольствием и совершенно бесплатно приготовят.
К чему это я? А то, что чемоданы в машину лучше грузить до завтрака, а не после. Хотя, в любом случае, в глазах напротив вы встретите понимание того, как вам сейчас нелегко! Не мучайтесь угрызениями совести. В конце концов, не каждый же день!
В Карлайле мы встаем на трассу А595, которая уходит на юго-запад прямо в сердце региона Lake District. Я вам уже говорил когда-то, что Регион Озер нам запомнился, в основном, отсутствием озер.
Уж не знаю, как так получилось. Но мы сошлись во мнении, что англичане так назвали эти места из черной зависти к скотам и их действительно бессчетным, бескрайним лохам. Хотя, если на карте посмотреть, все не так уж и бесперспективно.
Но наша задача простая – проехать через эти места, особенно не задерживаясь, потому как мы едем на Ливерпуль, а ночуем сегодня в соседнем Манчестере.
Маршрут через Lake District выглядел так: Bassenthwaite Lake -
– Whinlatter Pass – Crammock Water -
– Buttermere Lake -
– Honister Pass – Windermere.
Было пасмурно и временами даже печально, да потом еще и завтрак этот чертов покоя не дает…
Слово Pass вызывает из памяти изумительной красоты швейцарские горные перевалы, проложенные через, как вы догадались, горы. Английские же пассы это тропы или дорожки, проложенные между, а не через горы, т.е. простите, холмы.
Че зря напрягаться-то? Не всем выпадает лотерейный билет родиться упорным швейцарцем. Кто-то должен был и футбол придумать.
В какой-то момент нам попался вот такой дорожный указатель.
Что подают в Сиськин Кафе и, главное, Кто, да и вообще что там происходит, для меня, к сожалению, осталось загадкой… Но на этом все и без того скромные достопримечательности лэйк дистрикта, заканчиваются.
Ну ладно, будем откровенны – нам просто уже приелась природа.
На выезде из Региона Озер стоит маленький старый городишко Windermere, на одноименном озере. Озеро, кстати, крупнейшее в Англии. Парить мозг по поводу того кто, когда, зачем город основал, не буду. У вас ощущение, что я вам чего-то сегодня не додал? Хотите узнать больше о поселениях северо-западной Англии – http://www.windermereonline.co.uk/. А мы просто проезжали мимо, и нам этот дом понравился.
Прощай, Lake District.
Здравствуй, трасса М6. Каких-то 150 километров на юг в бодром ритме, и мы въезжаем в город-легенду Ливерпуль. Потому что The Beatles, "Титаник", исторические верфи и торговый порт, оплот промышленной революции, FC Liverpool и Стивен Джеррард, ну, короче – достопримечательность если и не мирового, то уж точно европейского значения. Это я вам говорю. Если же вы спросите у англичанина какого-нить как ему Ливерпуль, ответ, скорее всего, будет – «дыра долбаная».
Если он неместный, конечно. А теперь по порядку.
Ливерпулю примерно 800 лет, помоложе Москвы будет. Большую часть своей истории он и правда был дырой. Доходило до того, например, что в 1571-м году, дабы совсем не помереть с голоду, жителям пришлось писать королеве Елизавете слезное письмо и просить денег. А потом вдруг все очень быстро начало меняться.
Деревня с населением меньше 1000 человек с начала 18-го века вдруг резко начала подниматься на работорговле, активно развивался порт. Влияние и статус Британии как морской мега-супер державы в 18-м, помноженный на плоды колонизации Вест-Индии, привели к тому, что к началу 19-го века через порт Ливерпуля проходило 40 (сорок) процентов мирового товарооборота.
В сегодняшних пропорциях это трудно представить, прецедентов нет и, наверное, уже не будет. Конечно, такое количество бабла, проходящего через город, позволяло многое.
Строить железные дороги, например. А в середине 19-го века Ливерпуль приютил несколько сотен тысяч ирландцев, спасавшихся от эпидемии дома. До сих пор, хотя ирландцы в начале 20-го века полчищами уезжали отсюда в Америку, они составляют до четверти населения города (сейчас всего около 400 тысяч, а на пике было вдвое больше). Иммигрантам в Ливерпуле поставили памятник.
Вот еще кому-то поставили памятник, но я не помню кому, и не могу найти в Интернете, так что, извиняйте. Но штурман все равно отлично смотрится:
В Ливерпуле мы приехали сразу в самый центр, к Альберт Доку. Albert Dock это целых пять соединенных между собой огромных краснокирпичных зданий.
Изначально задуманные как склады, сейчас это все что угодно, кроме этого – Морской музей, музей Битлз, дорогое жилье, развлекательный центр(ы) и т.д.
Главный элемент культурной программы – музей битлов The Beatles Story.
Куда мы, конечно, не успеваем – его закрывают у нас перед носом.
Ну, что делать, посмотрим тогда на сам город. Нам Ливерпуль понравился, несмотря на то, что весь центр был перекопан и перекрыт –
готовились стать европейской культурной столицей 2008-го года. Понравился слиянием старой и современной архитектуры, например,
да еще и не вполне сочетаемых цветов. И вообще, там есть красивые многоэтажные дома. И люди тоже есть.
Вы когда поездите по Шотландии с наше – поймете, о чем это я. Уезжать, совсем уж не прикоснувшись к битловской легенде, не хотелось. Раз уж не попали в музей, решили найти хотя бы тот самый клуб, где они начинали играть, на Mathew Street – называется Сavern Club. Нашли, ничего особенного.
Возвращаясь к вопросу, почему англичане не любят Ливерпуль – потому что маленький, фактически, город, царство рабочего класса, огромный порт и пьяные моряки, другой работы особенно нет, погода дождливая. Ну и «Манчестер Юнайтед» в Ливерпуле, как вы понимаете, тоже нет. Ну это я так уже, от себя. «Ливерпулю» и своих воздыхателей хватает.
Впереди у нас последняя остановка перед домом – Манчестер.
Расскажу немного про сам город, а потом, напоследок, про Imperial War Museum North.
Манчестер, в сущности своей, еще дырее, чем Ливерпуль. Он и городом-то стал всего в 1853-м году, официально. Сейчас, правда, это вторая по размерам городская зона в стране, после, ессно, Лондона с пригородами.
Своим величием Манчестер обязан великой промышленной революции, которая буквально взорвала город изнутри в начале 19-го века. К 1830-му году это был крупнейшая промзона в мире, причем с большим отрывом.
Изучая особенности местных ткацких производств, К. Маркс разработал теорию эксплуатации. Город был «воплощением всего прекрасного и, одновременно, ужасного, причем и то, и другое – в устрашающе экстремальных пропорциях». Короче, Москва начала 90-х годов. В Манчестер мы приезжаем вечером, заселяемся в первый же отель в центре города со свободными номерами,
это оказывается местный Novotel, и идем гулять. Город интересный – такого количества современной архитектуры еще поискать!
А понятия «старая архитектура» применимо здесь очень условно.
Более того, и фабрик-то тех времен почти не осталось. Что-то сами снесли, что-то немцы разбомбили.
В одном из таких старых ткацких ангаров располагается Музей Науки и Промышленности.
Перед входом – всякая интересная ботва.
Мы хотели сходить, но наутро победил военный музей в Траффорд Парке.
Когда-то здесь действительно был большой парк, причем, по английским традициям, с оленями, но это было давно. Сейчас Траффорд это огромный жилой и промышленный район. Не то, чтобы самое романтичное сочетание, но все очень модно и современно.
Здания моднее и современнее чем Imperial War Museum North, в Траффорде, да и во всем Манчестере, не сыскать. Что это за хреновина такая? Это планета Земля, разорванная конфликтом на части (суша, вода, воздух), а потом собранная вместе, только неправильно. Можете сами пофантазировать, что есть что, но башня олицетворяет воздух. Плюс внутри косые потолки и наклонные полы, а также прочие элементы, призванные по мнению архитектора Дэниэла Лискинда нарушить у вас ориентацию в пространстве.
Музей просто прекрасный – очень современный (тематические инсталляции вместо рядов витрин с экспонатами), много воздуха. В основном, все про Вторую Мировую, конечно. Стоит там и наш Т-34 на почетном месте.
Как в любом хорошем музее, одна тематическая выставка здесь сменяет другую. Мы попали на «войну глазами детей». Войны, страны и дети – разные. Предмет понятен, но зато как преподнесено! Ты сидишь на полу в одном из залов, с криво-косыми стенами, над тобой что-нить висит, пол трясется, а на стены вокруг во всю ширину проецируется видеоряд: фотографии, интервью, видео и т.д.. Музыка, звуковые и световые эффекты – все органы чуйств загружены неподетски. Здорово! Вот бы у нас так, нам-то действительно есть что показать…
Мы с удовольствием походили по музею, и напоследок поднялись на смотровую площадку в башне. Подъем – в стеклянном лифте, шахты как таковой нет. Башню изнутри поддерживает сложная система поперечных распорок, как-то во всем этом сопроматном мракобесии и лифт держится.
Смотровая площадка тоже подстать музею – вся криво-косая. Вместо остекления – алюминиевые решетки, своим безнадежным наклоном создающие эффект, что для вас сейчас все закончится. Вид сверху– под стать музею. Кому-то ведь повезло жить напротив такого чуда!
От музея до Old Trafford – стадиона Manchester United, можно дойти пешком. «МЮ» это не просто футбольный клуб, а настоящая икона. Я так могу говорить, потому что мне лично (а уж представьте, как оно штурману!) абсолютно до всей шумихи вокруг «МЮ» параллельно. Все это талантливый маркетинг и PR, положенный на по-настоящему качественное содержание. В Манчестере вам скажут, что фаны «МЮ» родом откуда угодно, кроме, собственно, Манчестера. Это не правда, конечно, но в городе действительно любят и второй, гораздо менее титулованный клуб – Manchester City.
Но быть в Траффорде, и не сходить на стадион и в музей «МЮ» – это криминал, даже если ваше отношение к футболу полностью выражает фраза Бъорк, которая когда-то сказала что «Футбол – это ярмарка фертильности. Одиннадцать сперматозоидов пытаются попасть в яйцеклетку. Мне жаль голкипера».
Мы не попали на сам стадион и в помещения клуба, потому что нужно бронировать за несколько дней, в группу, но попали в музей. Музей тоже классный, хоть и совсем не похож на Imperial War. Потолки параллельны полу, витрины блестят золотом кубков, фотографии, автографы и, самое главное – с десяток терминалов, где можно посмотреть запись ВСЕХ голов, когда-либо забитых «МЮ», с момента появления такой штуки, как трансляция матчей по ТВ.
Нет, вы еще не поняли, там можно спокойно, тыкая пальцем в меню на экране, найти гол, забитый любым игроком (по фамилии), любой команде (по названию), в любом году, на любом турнире, где играл «МЮ» где-то начиная с пятидесятых годов... Браво.
А нам пора и честь знать – к вечеру надо быть дома. Мы прощаемся с Манчестером в итальянском ресторане, встаем на М1 и через где-то 4.5 часа паркуемся дома на нашей Парк Роад. 2200 миль, порядка 1000 фотографий… остальную статистику я вам приводил в самом первом посту про наш британский тур.
А я очень рад, что таки нашел в себе силы все это написать – потому как память.

No comments: